Приморский район в годы Великой Отечественной войны
В первый же день войны вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о мобилизации военнообязанных. Во многих местностях, в частности и в Архангельской области было объявлено военное положение. В 1941г. в военкомате Рикасихи находился призывной пункт Приморского района. Через Рикасиху и Шихириху шли формировавшиеся воинские части. Все было подчинено военному времени. Здесь рыли траншеи, убежища, учились в истребительном батальоне, тренировались ходить на лыжах с противогазами до Ластолы, учились стрелять, дежурили в штабе.
На фронт ушли 9763 жителей территории Приморского района и более половины из них отдали жизнь, защищая Родину.
В 1942 году в окрестностях приморской деревни Трепузово на учебно-тренировочной базе НКВД были подготовлены партизанские отряды «Большевик», «Полярник», «Сталинец». Командиром отряда «Полярник» назначили боевого офицера запаса Д.А. Подоплёкина, а комиссаром — Д.Г. Майзера, уроженца Приморского района. База представляла собой объект специальной подготовки партизанских отрядов и разведывательно-диверсионных групп для ведения боевых действий в экстремальных условиях
Труженики Приморского района внесли весомый вклад в Великую Победу. Не считаясь с лишениями и трудностями, люди отдавали все свои силы для победы над врагом: нужно было засевать землю, выращивать скот, помогать фронту. Место мужчин заняли их жёны, дети-подростки, старики. Женщины становились трактористами, шоферами, комбайнерами. Был создан Фонд обороны, куда жители Приморского района, предприятия и колхозы перечисляли деньги, сдавали сельхозпродукты. Только лисестровский колхоз «Организатор» внёс на эти цели более миллиона рублей из колхозных средств и личных сбережений, на деньги колхозников был построен одноимённый танк. За годы войны заостровские колхозыпоставили фронту всё пригодное для армии поголовье лошадей, автотранспорт. 1503 тыс. руб. было внесено в Фонд обороны на постройку эскадрильи самолётов и танковой колонны. В 1943 г. ластольский колхоз им. Молотова, наряду с другими достижениями, выполнил на 350 % план по добыче рыбы. Многие рыбколхозы побережья Белого моря значительно превышали задание по рыбодобыче, несмотря на кадровые трудности и трудности с техникой. Жители Летнего и Зимнего берегов Белого моря вели промысел тюленя с помощью ледокольных пароходов.
На Уемском керамическом комбинате была организована выработка гончарной посуды для столовых и госпиталей, выпускались высококалорий- ные бездымные брикеты для обогрева блиндажей.
Свой вклад в Победу внесли и жители Пертоминска: здесь появился рыбпункт, где стали работать старики и подростки.
Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне
Отдельного внимания заслуживает подвиг работников Архангельского тралфлота. Наряду с другими торговыми и промысловыми судами быстро под военные цели были переоборудованы 12 тральщиков Архангельского тралового флота, а их экипажи стали военными моряками (они занимались тралением мин, которыми была наводнена акватория Белого моря). Немало уроженцев Приморского района, ветеранов Великой Отечественной войны, в разное время работали в АТФ, среди них А.Д. Антуфьев, И.А. Антуфьев, Г.И. Еремеев, П. М. Селезнёв, Д.П. Кривоногов, А.К. Куроптев, В.И. Скоморохов, К.А. Корконосов, Е.П. Цыварев, П.И.
В Приморском районе выполнялся заказ на производство лыж и лыжных палок (Нижнее Рыболово), в Уйме изготовлялась керамическая посуда для госпиталей, выпускались бездымные брикеты для обогрева блиндажей.
В 1942 г. работа Лайского салотопенного завода была временно приостановлена из-за отсутствия сырья, однако уже в 1943 г. был перевыполнен план по выпуску готовой продукции. В железнодорожных цистернах тюлений жир отправлялся в блокадный Ленинград, а мясо — в архангельские госпитали и детские сады.
А сами голодали. Самые тяжёлые испытания на долю жителей Приморья, как и всей области, выпали зимой и весной
В годы Великой Отечественной войны на Лайском судоремонтном заводе проходили ремонт эсминец «Громкий», ледоколы «А. Сибиряков», «Г. Седов». В условиях дефицита квалифицированных рабочих предприятие принимало участие в ремонте судов, получивших повреждение в боях: были отремонтированы «Вологда», «Диксон», «Онега».
В годы Великой Отечественной войны в Лахте (Катунино) был расположен гидроаэродром. Значимость авиации для боевых и спасательных операций Северного флота выражалась в том, что, к примеру, самолёты-амфибии зарубежного производства «Каталина» были способны сопровождать северные конвои, идущие со стратегически важным грузом в порты Мурманска и Архангельска, высаживать десант, участвовать в спасении экипажей с тонущих кораблей и подбитых самолётов, а отечественные самолёты МБР ко времени начала войны устарели и заменить их было нечем. «Каталина» же, обладающая прекрасными аэродинамическими и мореходными качествами, была оснащена новейшими средствами связи и навигации. Авиаторы стран-союзников — пилоты «Каталин» с уважением отзывались о своих боевых коллегах из лахтинского гарнизона. П.А. Панков, Н.Ф. Пискарёв, С.В. Валландер, А.Н. Попков, А.В. Жатьков, В.Н. Васильев, Н.П. Романов, Е.К. Чичкан, А.М. Скворцов, И.Ф. Мосципан, И.Н. Сальников, Н.И. Антонов и др. действительно заслуживали самых высоких оценок. Всё это сыграло определённую роль при решении вопроса о формировании группы специального назначения по перегону самолётов «Каталина» в СССР, в которую вошли наши авиаторы. Лахтяне в кратчайшие сроки прошли специальную подготовку, наряду с этим самостоятельно изучали иностранную технику. За перегон самолётов из США многие из них удостоены орденов и медалей.
Также важно отметить, что на базе Кегостровского аэропорта 25 июня 1941 г. был создан особый авиаотряд Гражданского воздушного флота СССР (ГВФ), а с ноября 1942 г. он стал называться
материал подготовлен Музеем народных промыслов и ремёсел Приморья. (Научный сотрудник Горшков О.Е., хранитель фондов Макарова Е.П.)