Приморский район в годы Великой Отечественной войны

8 мая 2020

Приморский район в годы Великой Отечественной войны

В первый же день войны вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о мобилизации военнообязанных. Во многих местностях, в частности и в Архангельской области было объявлено военное положение. В 1941г. в военкомате Рикасихи находился призывной пункт Приморского района. Через Рикасиху и Шихириху шли формировавшиеся воинские части. Все было подчинено военному времени. Здесь рыли траншеи, убежища, учились в истребительном батальоне, тренировались ходить на лыжах с противогазами до Ластолы, учились стрелять, дежурили в штабе.

На фронт ушли 9763 жителей территории Приморского района и более половины из них отдали жизнь, защищая Родину.

В 1942 году в окрестностях приморской деревни Трепузово на учебно-тренировочной базе НКВД были подготовлены партизанские отряды «Большевик», «Полярник», «Сталинец». Командиром отряда «Полярник» назначили боевого офицера запаса Д.А. Подоплёкина, а комиссаром — Д.Г. Майзера, уроженца Приморского района. База представляла собой объект специальной подготовки партизанских отрядов и разведывательно-диверсионных групп для ведения боевых действий в экстремальных условиях

Труженики Приморского района внесли весомый вклад в Великую Победу. Не считаясь с лишениями и трудностями, люди отдавали все свои силы для победы над врагом: нужно было засевать землю, выращивать скот, помогать фронту. Место мужчин заняли их жёны, дети-подростки, старики. Женщины становились трактористами, шоферами, комбайнерами. Был создан Фонд обороны, куда жители Приморского района, предприятия и колхозы перечисляли деньги, сдавали сельхозпродукты. Только лисестровский колхоз «Организатор» внёс на эти цели более миллиона рублей из колхозных средств и личных сбережений, на деньги колхозников был построен одноимённый танк. За годы войны заостровские колхозыпоставили фронту всё пригодное для армии поголовье лошадей, автотранспорт. 1503 тыс. руб. было внесено в Фонд обороны на постройку эскадрильи самолётов и танковой колонны. В 1943 г. ластольский колхоз им. Молотова, наряду с другими достижениями, выполнил на 350 % план по добыче рыбы. Многие рыбколхозы побережья Белого моря значительно превышали задание по рыбодобыче, несмотря на кадровые трудности и трудности с техникой. Жители Летнего и Зимнего берегов Белого моря вели промысел тюленя с помощью ледокольных пароходов.

На Уемском керамическом комбинате была организована выработка гончарной посуды для столовых и госпиталей, выпускались высококалорий- ные бездымные брикеты для обогрева блиндажей.

Свой вклад в Победу внесли и жители Пертоминска: здесь появился рыбпункт, где стали работать старики и подростки.

Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» были награждены 2212 жителей Приморского района.

Отдельного внимания заслуживает подвиг работников Архангельского тралфлота. Наряду с другими торговыми и промысловыми судами быстро под военные цели были переоборудованы 12 тральщиков Архангельского тралового флота, а их экипажи стали военными моряками (они занимались тралением мин, которыми была наводнена акватория Белого моря). Немало уроженцев Приморского района, ветеранов Великой Отечественной войны, в разное время работали в АТФ, среди них А.Д. Антуфьев, И.А. Антуфьев, Г.И. Еремеев, П. М. Селезнёв, Д.П. Кривоногов, А.К. Куроптев, В.И. Скоморохов, К.А. Корконосов, Е.П. Цыварев, П.И.

В Приморском районе выполнялся заказ на производство лыж и лыжных палок (Нижнее Рыболово), в Уйме изготовлялась керамическая посуда для госпиталей, выпускались бездымные брикеты для обогрева блиндажей.

В 1942 г. работа Лайского салотопенного завода была временно приостановлена из-за отсутствия сырья, однако уже в 1943 г. был перевыполнен план по выпуску готовой продукции. В железнодорожных цистернах тюлений жир отправлялся в блокадный Ленинград, а мясо — в архангельские госпитали и детские сады.

А сами голодали. Самые тяжёлые испытания на долю жителей Приморья, как и всей области, выпали зимой и весной 1941-1942 годов. Норма хлеба составляла 150-200 граммов, а иногда доходила и до 75 граммов в сутки. В это время очень быстрыми темпами росла смертность, особенно высокой она была среди детей. Для улучшения продовольственного снабжения населения изыскивались всевозможные внутренние ресурсы. Производился сбор подснежной клюквы, грибов, ягод, щавеля, крапивы, берёзового сока, отстреливали дичь. Учитывая исключительную сложность обеспечения органов здравоохранения медикаментами, в районах области заготовляли шиповник, рябину, черёмуху, берёзовые и сосновые почки, мох сфагнум. Организовывались промысловые экспедиции по добыче яиц и мяса кайры, тюленьего жира, мидий и морской капусты.

В годы Великой Отечественной войны на Лайском судоремонтном заводе проходили ремонт эсминец «Громкий», ледоколы «А. Сибиряков», «Г. Седов». В условиях дефицита квалифицированных рабочих предприятие принимало участие в ремонте судов, получивших повреждение в боях: были отремонтированы «Вологда», «Диксон», «Онега».

В годы Великой Отечественной войны в Лахте (Катунино) был расположен гидроаэродром. Значимость авиации для боевых и спасательных операций Северного флота выражалась в том, что, к примеру, самолёты-амфибии зарубежного производства «Каталина» были способны сопровождать северные конвои, идущие со стратегически важным грузом в порты Мурманска и Архангельска, высаживать десант, участвовать в спасении экипажей с тонущих кораблей и подбитых самолётов, а отечественные самолёты МБР ко времени начала войны устарели и заменить их было нечем. «Каталина» же, обладающая прекрасными аэродинамическими и мореходными качествами, была оснащена новейшими средствами связи и навигации. Авиаторы стран-союзников — пилоты «Каталин» с уважением отзывались о своих боевых коллегах из лахтинского гарнизона. П.А. Панков, Н.Ф. Пискарёв, С.В. Валландер, А.Н. Попков, А.В. Жатьков, В.Н. Васильев, Н.П. Романов, Е.К. Чичкан, А.М. Скворцов, И.Ф. Мосципан, И.Н. Сальников, Н.И. Антонов и др. действительно заслуживали самых высоких оценок. Всё это сыграло определённую роль при решении вопроса о формировании группы специального назначения по перегону самолётов «Каталина» в СССР, в которую вошли наши авиаторы. Лахтяне в кратчайшие сроки прошли специальную подготовку, наряду с этим самостоятельно изучали иностранную технику. За перегон самолётов из США многие из них удостоены орденов и медалей.

Также важно отметить, что на базе Кегостровского аэропорта 25 июня 1941 г. был создан особый авиаотряд Гражданского воздушного флота СССР (ГВФ), а с ноября 1942 г. он стал называться 5-й отдельный авиаполк ГВФ. Полк совершил около шестидесяти тысяч боевых вылетов, защищал г. Архангельск, порт, конвои союзников от налётов фашистской авиации. Здесь же происходила сборка доставленных союзными конвоями самолётов «Харрикейн». Также важную роль сыграл аэродром на о. Ягодник.

материал подготовлен Музеем народных промыслов и ремёсел Приморья. (Научный сотрудник Горшков О.Е., хранитель фондов Макарова Е.П.)

Количество показов: 2420

Дата изменения: 17.08.2020 12:07:32